Мотор-колесо с редуктором или мотор-колесо прямого привода?
Электродвигатель, аккумуляторная батарея и система управления – то, что необходимо для превращения традиционного велосипеда в электровелосипед.
Современные электродвигатели типа мотор-колесо позволяют до предела упростить задачу перевода велосипеда на электротягу. Мотор колесо это и двигатель и трансмиссия в одном лице. Причем это очень надежная электрическая машина и трансмиссия, все узлы которой хорошо защищены от попадания пыли и воды. Этот тип двигателя как нельзя лучше приспособлен для создания транспортных средств. Электродвигатель управляется специальным контроллером.
Электродвигатели мотор-колесо подразделяются на два класса:
- двигатели со встроенным редуктором в том числе с автоматическим переключением передаточного отношения редуктора.
- двигатели прямого привода;
У каждого двигателя есть уникальные свойства, которые могут оказаться подходящими для целей которые Вы ставите перед собой превращая свой велосипед в современный электровелосипед. Чем же принципиально различаются эти два класса двигателей мотор-колес?
Давайте разберемся.
Стоит сравнить нагрузочные характеристики двигателей при одинаковой скорости вращения. Мотор колесо велосипеда с 26 дюймовым колесом, при скорости в 20 км/час делает 160 об/мин (см. Таблицу).
Анализируя нагрузочные характеристики двигателей можно видеть, что двигатель прямого привода при скорости 160 об/мин развивает вращающий момент 6,5N/м, а редукторный двигатель 10,5N/м. Это на 38% больше чем у двигателя прямого привода. В тоже время вращающий момент в 10,5N/м двигатель прямого привода развивает при потребляемом от аккумулятора токе 11,5А, а редукторный двигатель развивает тот же вращающий момент в 10,5N/м при потребляемом токе всего 8А. Получается, что редукторный двигатель на 30% экономнее расходует энергию аккумулятора. Следовательно, и пробег на скорости 20 км/час будет больше у велосипеда с редукторным двигателем. Для большинства задач самое важное условие - обеспечить наибольший пробег на одной зарядке аккумулятора. С этой задачей редукторный двигатель справляется на 30-35% успешнее, чем двигатель прямого привода.
Редукторный двигатель имеет еще одно неоспоримое преимущество перед двигателем прямого привода - хорошую тягу на низких оборотах, что очень важно для движения по грунтовым дорогам и бездорожья, где двигаться на сакорости более 30 км/час просто невозможно по соображениям безопасности.
Cкорость вращения колес разного диаметра при скорости велосипеда 20 км/час
16’’l | 20’’ | 24’’ | 26’’ | 700C/28’’ |
260 об/мин 20 км/час |
208 об/мин 20 км/час |
174 об/мин 20 км/час |
160 об/мин 20 км/час |
149 об/мин 20 км/час |
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Мотор-колесо на базе редукторного двигателя лучший выбор, если для Вас важны следующие аспекты:
- обеспечить максимальный пробег электровелосипеда на одной заядке аккумулятора;
- обеспечить минимальный вес электровелосипеда;
- обеспечить хороший накат велосипеда с отключенным двигателем;
- обеспечить хорошую тягу двигателя;
- обеспечить максимальную скорость 40-45 км/час.
2. Мотор-колесо на базе двигателя прямого привода лучший выбор, если для Вас важно:
- обеспечить максимальную скорость более 45-50 км/час;