Как заспицевать колесо.

Здесь вы узнаете, как заспицевать колесо. Так же пользуясь этой инструкцией, Вы сможете заспицевать, как обычное колесо, так и мотор колесо.

Для начала стоит прочитать всю инструкцию, чтобы подготовить необходимый инструмент и спицы.

Чтобы заспицевать электродвигатель и получить полноценное мотор-колесо, необходимо выполнить ряд операций.

Приступим.

Убедитесь, что Ваш обод рассчитан на 36 спиц. И ваш мотор рассчитан на 36 спиц.

Расспицуйте колесо, вначале по очереди отпуская каждую спицу только на один оборот ниппеля. Вам необходимо расслаблять спицы постепенно по всей окружности обода, для того, чтобы не согнуть обод и тогда вам будет легче разобрать колесо.

После того как спицы окончательно ослабнут, можно крутить ниппель на много оборотов и доставать спицы по очереди.

Следующий шаг — нужно мотор заспицевать в колесо новыми спицами, в старый или новый обод. В случае если вы разбили старый обод, необходимо купить точно такой же обод по высоте профиля, иначе ваши старые спицы могут не подойти по длине!

Прежде всего, мы рассмотрим более сложный вариант. Вариант при котором у Вас нет спиц, и поэтому нужно для начала выяснить, какой длинны покупать спицы.

Подбор спиц.

Вам понадобиться специальный калькулятор. Отличный калькулятор есть на сайте:ebikes.ca/tools/spoke-calc.html (скопируйте эту ссылку в командную строку для перехода на сайт)

Теперь, нужно узнать внешний диаметр вашего мотора (по отверстиям), для этого, измеряйте мотор штангенциркулем.

заспицевать колесо

Теперь, внесите полученное значение в следующую строку:

калькулятор для расчета спиц 6

Далее, чтобы заспицевать колесо, Вам нужно узнать внутренний диаметр обода. Из-за того, что внутренний диаметр обода может быть разный по высоте профиля, его нужно измерить рулеткой.

Обод измерить

Наконец прибавьте к полученному значению дополнительных 7мм для не пистонированных ободьев. Это следует сделать, по многим причинам:

Во первых чтобы спица вошла глубже и имела надежный зацеп с резьбой. Т.к. калькулятор рассчитывает длину до обода.

Во вторых, обод имеет толщину.

В третьих ниппель с обратной стороны имеет толстенькую шляпку.

В четвертых рулетка которой вы измеряли имеет толстый наконечник.

По итогу нужно скомпенсировать много погрешностей.

Если у Вас пистонированные обода как на фото, добавьте к этому еще +2мм.

Внесите полученное значение в следующую строку:

калькулятор для расчета спиц 1

Далее измерьте ширину мотора по фланцам:

заспицевать колесо 2

Внесите значения в следующую строку:

калькулятор для расчета спиц 2

Определитесь в один или 2 креста вы хотите заспицевать колесо:

калькулятор для расчета спиц 3

Как Заспицевать колесо в один или два креста?

В один крест, заспицевать колесо легче чем в 2. Однако при спицовке в 2 креста, спицы будут выдерживать более мощные тяговые и тормозные перегрузки, безусловно с редукторными моторами мощностью до 30А, вполне достаточно и одного креста.

Имейте в виду, что у одного креста тоже есть много преимуществ.

Во первых, спицы не дребезжат друг о друга. С этим явлением, бывает, трудно бороться, и это пусть и не критичный, но вполне реальный неприятный момент.

Во вторых, если в будущем лопнет одна спица, заменить ее будет намного легче при спицовке в один крест. В случае появления восьмерки, исправить ее будет так же легче.

Заспицевать колесо обычное и заспицевать колесо с мотором — 2 большие разницы. В мотор колесе угол под которым идут спицы в один крест такой же, как во втулке заспицованной в 2 креста. По той же причине, мотор колеса, практически никогда не спицуются в 3 креста.

Следует помнить, что все в конечном итоге зависит от угла наклона спицы. Если мотор слишком большой, а обод слишком маленький, не имеет смысла пытаться заспицевать колесо в 2 креста, это принесет больше вреда чем пользы.

Выбираем спицы:

Мы рекомендуем использовать спицы 12G (2.8мм) особенно для моторов мощностью более 350вт.

Итак, к примеру у Вас получились следующее значение спиц:

калькулятор для расчета спиц



Однако, нами небыли указаны некоторые незначительные параметры. Например, такие как смещение по осям. Делаем это намеренно, в следствии того, что, Вы наверняка не захотите использовать различные спицы для правой и левой стороны колеса. И будете совершенно правы. т.к. смещение как правило не столь сильное, поэтому разница в длине спиц будет в районе 0,5-1.5мм.

Так же, Вы можете указать размеры отверстий, если они менее или более 3х мм. (Hole Diam.)

Обод.

Если вы планируете мотор заспицевать в колесо для фэтбайка, то нужно замерять на сколько широко по ободу идут отверстия для спиц. В приведенном случае расстояние составило 30мм:

фэт обод заспицевать

Делим 30мм напополам и вносим значение 15мм в две графы: (Left Offset) и (Right Offset).

В таблице, Вы так же можете указать другую ширину обода для хорошей наглядной визуализации, внеся значение ширины обода в графу (Rim Width).

Теперь Вы можете заспицевать колесо, двумя различными вариантами.

1. Заспицевать колесо можно на 2 стороны от фланца мотора.

При этом половина спиц будут идти внутрь мотор-колеса:

рассчитать заспицевать колесо 4

Другая половина спиц будет идти наружу мотор-колеса:

Рассчитать заспицевать колесо 3

Это классический способ спицевания мотор-колеса. Он хорошо подходит для спицевания электрофэтбайка (электровелосипеда на толстых, жирных колесах). По причине того, что фланцы мотора расположены практически идеально по центру рамы.

2. Мотор-колесо можно заспицевать с одной стороны, Если необходимо придать дополнительное смещение ободу относительно мотора и рамы.

расчёт заспицевать колесо 5

Такой способ хорошо подходит для спицевания мотор-колес для электровелосипедов с обычными колесами. Поскольку смещение по раме довольно сильное. При этом заспицевать колесо с одной стороны мотора немного проще. Потому, что вначале, полностью заспицовывается одна сторона мотор-колеса в обе стороны. Как правило спицевание колеса проводится со стороны дискового тормоза. Такое действие поможет сместить обод, в сторону звезд. После чего, спицуется вторая сторона.

заспицевать колесо 6
заспицевать колесо 7

В принципе, половину моторов для электровелосипедов, можно приемлемо заспицевать в колесо классическим методом. Так обычно и поступают на производстве.

При классическом спицевании, в виду сильного смещения фланцев мотора, половина спиц будут слабо натянуты. В то же время, другая половина спиц будет натянута излишне сильно. Получится так называемый «зонт». Что конечно скажется негативно на надежности мотор-колеса.

В виду того, что у Вас нет специального станка для спицевания, предлагаем Вам воспользоваться рамой самого велосипеда.

заспицевать колесо 8

Заключительные измерения.

Измерьте расстояние от фланца мотора до рамы и сравните с расстоянием с другой стороны мотора. Предварительно обязательно установите звезды на мотор и желательно установите тормозной диск.

В приведенном случае с электрофэтбайком, расстояние со стороны звезд оказалось на 6мм больше, чем с противоположной стороны. Это означает, что обод должен быть смещен на 3мм от центра мотора. Это не существенное смещение, и поэтому, и поэтому, такой мотор следует заспицевать в колесо классическим способом.

Далее, для Вашего лучшего понимания и большей универсальности инструкции, мы фэт мотор заспицуем в колесо от обычного электровелосипеда и сделаем это в один крест.

Заспицевать колесо не так уж и сложно.

Итак, приступая к спицеванию, сядьте поудобнее, положите себе мотор на колени креплением звезд к себе. Найдите на ободе отверстие под ниппель камеры. Теперь вставьте первую спицу в верхний фалнец мотора так, чтобы спица вышла между двумя фланцами.

Далее, вставьте спицу в обод возле отверстия под ниппель камеры. Убедитесь, что отверстие под ниппель спицы оказалось со смещение вверх, относительно центра обода (так будет на большинстве ободов). Потому что на большинстве не самых узких ободьев, отверстия под ниппеля расположены не на одной прямой. Убедитесь что тяговое вращение мотора будет выталкивать спицу из обода, а не натягивать ее. Вставьте все спицы как на фотографии.

заспицевать колесо 9

Спица должна приходить от верхнего фланца мотор колеса к верхнему отверстию для спицы. Сейчас вставлены спицы работающие на торможение мотора.

Вставьте вторую группу спиц так же продевая их во внутрь мотора, как показано на фото.

заспицевать колесо 10

Следующий шаг — поставить спицы в мотор-колесо направленные в противоположную сторону и с выходом наружу (тянущие спицы). На верхней фотографии, вы можете видеть, первую вставленную так спицу. Теперь вставляйте спицы как угодно, неправильно спицы вставить уже невозможно.

Если вы все делали внимательно, то отверстие под ниппель, оказалось у Вас, между расходящимися спицами. В таком случае пользоваться ниппелем будет удобно. В противном случае, ваш ниппель от камеры окажется между сходящихся спиц, и это неправильно.

заспицевать колесо 11

Обратите на это внимание.

заспицевать колесо 12

После того как удалось «набрать» колесо, осталось самое малое — натянуть спицы.

Перед тем, как начать натягивать спицы, убедитесь, что Вы не ошиблись с длинной спиц. Для этого пошевелите обод, для того, чтобы все спицы уселись на место. Немного подкрутите их чтобы появился легкий натяг.

Теперь когда появился натяг, обратите внимание на «ниппеля» спиц. Спица должна быть вкручена в них не полностью, так, чтобы после полного натяжения, спицы не вылазили из ниппелей более чем на 3 в крайнем случае 4мм. Идеально подобранная спица после полного натяжения (в готовом колесе) становится вровень со шляпкой ниппеля.

ниппеля

На данном этапе у нас спицы имеют лишь предварительное натяжение. Поэтому сейчас у нас спица утоплена в ниппеле на 3-4мм.

Начнем процесс натягивания спиц.

Для этого Вам нужно купить универсальный спицной ключ:

ключи для спицевания
  1. Первый вариант спицного ключа — слишком некачественный и дешевый. Им конечно можно заспицевать колесо пару раз. Но в виду того, что металл ключа мягкий, он вскоре начнет срывать грани ниппелей.
  2. Второй вариант для Вас идеален. Он достаточно универсальный. Такой вариант подходит для самых разных ниппелей. В случае необходимости, его запросто можно доработать квадратным надфилем.
  3. Третий вариант слишком не универсален и сложен в доработке, к тому же, не удобен в использовании.
  4. Четвертый вариант хорош для профессионального спицевания, но сложен в доработке.

Поскольку спец инструмента, кроме спицного ключа у Вас нет, то вставляем колесо в раму. Теперь затягиваем гайки на осях электровелосипеда и затягиваем ниппеля так, чтобы все спицы оказались на одной глубине.

Выравнивание колеса.

Грубо убираем восьмерку, отпуская спицу с одной стороны на пол оборота и подтягивая спицу с другой стороны мотор-колеса, на тех же пол оборота. При этом, ориентируемся на зазор между пальцем и ободом.

При необходимости, придаем нужное смещение ободу относительно мотора. Для этого, натягиваем к примеру, на один оборот все спицы, идущие от одного фланца мотора. При этом можно отпускать идущие спицы от другого фланца мотора.

Важно: Всегда начинайте все действия, от отверстия под ниппель камеры. Там же, это действие заканчивайте, пройдя по кругу.

выровнять восьмерку

Убираем яйцо схожим способом. Натяните спицы там, где обод чиркает о палец и отпустите спицы в том месте, где обод ныряет внутрь.

Выровнять восьмерку 2

Не следует спешить. По мере выравнивания, поворачиваем ключ на все меньшие градусы.

И наконец, Теперь вы знаете как заспицевать колесо.

длинна спицы измеряется от начала спицы до центра шляпки.