Как заспицевать колесо.

Чтобы заспицевать электродвигатель и получить полноценное мотор-колесо необходимо выполнить ряд несложных операций.
Ничего сложного. По опыту можно сказать, что спицовка получается абсолютно у всех без подготовки в домашних условиях. Вам необходимо затратить на эту работу от 2 до 3 часов. Для сборки мотор-колеса могут использоваться самые разные ободья. Соответствие основных посадочных размеров можно посмотреть здесь.

Для спицевания Вам необходимы:

- обод колеса рассчитанный на 36 спиц (можно использовать уже имеющееся у вас колесо предварительно разобрав его);
- электродвигатель с планетарным редуктором и обгонной муфтой;
- 36 спиц диаметром 2,3-2,6мм (13G-12G) с ниппелями и шайбы под головки ниппелей;
- ключ для спиц. Имейте в виду, что разные по толщине спицы имеют разные по размеру ниппеля и поэтому необходим ключ подходящий под выбранный размер спиц (ниппеля). Есть универсальные ключи для спиц.
- кусочек мела или фломастер;
- ваш велосипед со свободной передней вилкой.


 
Если Вы будете использовать колесо Вашего велосипеда, то для начала нужно его разобрать. Для этого необходимо:
- удалить предохранительную ободную ленту;
- ослабить по порядку все спицы ниппельным ключем и отверткой;
- извлечь все спицы;

Установка новых спиц:
- в зависимости от размера имеющегося обода Вам понадобяться спицы определенной длины. Рассчитать длину спиц можно по методике приведенной на сайте ebike.ca/SpokeCalc.shtml.  Длину спиц лучше взять на 1-3 мм больше расчетной. Если используются двойные обода, то лишняя длина спиц не повредит и будет находиться внутри обода. Чертеж редукторного двигателя 350 Вт смотрите по ссылке - http://velomotor.by/dvigatel-dlya-elektrovelosipeda;
- проверьте свободное навинчивание ниппелей на все новые спицы, и слегка ;

Для спицевания мотор-колес с планеарным редуктром используются схемы в один крест, в два креста или в три креста.  Чем больше крестов, тем лучше распределение нагрузки на обод колеса особенно при ударах. Длина спиц зависит от выбранной схемы спицевания.
Самая простая схема спицевания для мотора малого диаметра - в один крест. 

 Классический метод спицовки мотор-колеса в один крест - попеременно одна спицв головкой вовнутрь, вторая головкой снаружи. Смысл этого в том, чтобы толстые спицы не проходили через одну точку в пространстве и не изгибались в точке пересечения.
Возьмите две спицы и вставьте одну снаружи правого фланца двигателя, а другую в отверстие рядом изнутри правого фланца двигателя. Головки спиц должны попасть в зенкованные отверстия фланца двигателя и быть практически заподлицо с фланцем.
Заведите концы спиц в отверстия в ободе колеса через одно отверстие. Отверстия в ободе, в которые заводятся спицы должны иметь смещение вправо. Все отверстия в ободе имеют смещение от центра вправо и влево через одно. Правее и рядом со спицей номер "2" должно быть отверстие в ободе под ниппель камеры. Это важно выполнить потому, ниппель должен попасть между крестами спиц, иначе будет невозможно накачать камеру. Наживите ниппеля на спицы сделав 3-4 оборота.


Возьмите следующие две спицы и вставьте одну снаружи левого фланца двигателя, а другую в отверстие рядом изнутри левого фланца двигателя. Головки спиц должны попасть в зенкованные отверстия фланца двигателя и быть практически заподлицо с фланцем.
Заведите концы спиц в отверстия в ободе колеса через одно отверстие как показано на рисунке. Отверстия в ободе, в которые заводятся спицы должны иметь смещение влево. Наживите ниппеля на спицы сделав 3-4 оборота.
 Повторите 2 предыдущие операции для следующих 4 спиц.
 Когда вы установите все 36 спиц у вас должна получиться картина показанная на рисунке.

 

В зависимости от положения спиц, в колесе их можно разделить на четыре группы: внутренние
и наружные спицы правого фланца втулки и внутренние и наружные спицы левого фланца. Заднее
колесо велосипеда имеет 36 спиц. Передние колеса дорожных велосипедов могут иметь 36 или
32 спицы. При приобретении запасных деталей для колеса нужно иметь в виду, что число
отверстий в ободе должно соответствовать числу отверстий во фланцах втулки.

Собирают колесо в строго определенном порядке. Сначала четвертуючасть (девять или восемь)
всех спиц вставляют в отверстия одного фланца втулки через одно отверстие головками наружу.
Если отверстия во фланце раззенкованы с одной стороны, то головка спицы должна попасть в
раззенкованное отверстие так, чтобы она оказалась почти в одной плоскости с поверхностью
фланца. Затем любую из этих спиц резьбовым концом вводят в одно из отверстий обода.
Отверстия на ободе через одно смещены по отношению к середине обода вправо и влево, поэтому
нужно выбрать на ободе ряд отверстий, соответствующий правому или левому положению фланца
на втулке. Спицы закрепляют в ободе, навернув на них ниппели и проложив ниппельные шайбы
между головками ниппелей и ободом. Спицы вставляют, пропустив три, в четвертое по счету
отверстие обода, не считая ниппеля уже закрепленной спицы.

В результате спицы должны равномерно расположиться в ободе (рис. 1, а). Таким
образом будет набрана группа внутренних спиц головками наружу правой или левой стороны
колеса. Затем в свободные отверстия того же фланца втулки головками изнутри вставляют
наружные спицы этой же стороны колеса.

Для правильной установки первой спицы наружной группы, определяющей порядок сборки, ее
приводят в такое положение, чтобы она у самой головки в пределах фланца пересекалась с
соседней спицей внутренней группы. Затем конец выбранной спицы заводят мри сборке заднего
колеса в десятое отверстие в ободе (пропустив девять), считая от ниппеля той спицы, с
которой выбранная нами спица пересеклась первый раз в пределах фланца втулки, и закрепляют
ее ниппелем.

При последнем пересечении устанавливаемой спицы с уже установленной желательно подвести
ее снизу, чтобы ранее установленная внутренняя спица оказалась поверх наружной,
устанавливаемой в данный момент. Ниппель новой спицы должен попасть в середину промежутка
между отверстиями обода, уже занятыми спицами внутренней группы (рис. 1, б).

Последующие наружные спицы устанавливают в четвертые отверстия обода,
не считая ниппелей уже установленных наружных спиц. В процессе сборки
натягивать спицы не нужно. Достаточно навернуть ниппель на спицы от руки,
так чтобы торец спицы оказался в одной плоскости с головкой ниппеля.

Правильность набора спиц проверяют по второму не разобранному колесу
велосипеда.

Предусмотреть правильное расположение отверстия под вентиль следует в самом начале
сборки первой группы спиц с ободом. Нужно избегать расположения одной из спиц на ободе
рядом с отверстием под вентиль, оставляя это место для наружной спицы следующей группы.
Данное правило действительно только при условии использования при сборке схемы, приведенной
на рис. 1.

Установка спиц другой стороны колеса аналогична уже рассмотренной. Начинать продевать
спицы в отверстия фланца можно с любой стороны— внутренней или наружной, обращая внимание
на раззенковку отверстий фланца. При заведении резьбового конца спицы в отверстие обода,
нужно следить, чтобы спица была наклонена в ту же сторону, что и аналогичная наружная
или внутренняя спица противоположной стороны колеса. При определении отверстия в ободе
для закрепления очередной спицы следует иметь в. виду, что отверстия противоположных
фланцев втулки смещены по окружности на половину шага, поэтому конец устанавливаемой
спицы нужно помещать в отверстие обода, расположенное до или после ниппеля аналогичной
спицы другой стороны, в зависимости от направления смещения отверстий под спицы во фланце.

Правильность набора спиц второй стороны колеса также полезно проверять по неразобранному
колесу велосипеда.

После полной установки спиц второго ряда колесо считается подготовленным к центрированию.

В предварительно собранном колесе спицы не должны быть сильно натянуты, но натяжение их
должно быть по возможности равномерным. В таком положении можно приступать к центрированию
колеса. Переднее колесо ставят в вилку велосипеда, стоящего вверх колесами, заднее вставляют
в раму. Колесо хорошо закрепляют и устраняют зазоры в подшипниках. Вращая колесо, мелом
отмечают те места обода, которые отклоняются от плоскости вращения колеса, таким же образом
отмечают радиальное биение. Для отметки биений кусок мела опирают на перо вилки и, постепенно
приближая его к вращающемуся ободу, оставляют им след на соответствующей части обода. Затем,
ориентируясь на отмеченные места, подтягивают или ослабляют спицы, добиваясь выправления обода.

В процессе центрирования постепенно подтягивают все спицы, не допуская их перетяжки.
Нужно помнить, что при натягивании спиц одной стороны колеса, спицы другой стороны нужно
несколько ослаблять. При устранении радиального биения обода спицы поочередно подтягиваются,
начиная от середины выступающего участка. На впадинах спицы ослабляют. Если обод имеет и
выступающие участки, и впадины, то, для того чтобы не перетянуть спицы, начинают с ослабления
спиц на впадинах. После устранения биений колеса отдельные ослабленные спицы осторожно
подтягивают, добиваясь равномерного натяжения всех спиц. У хорошо сцентрированного обода боковое
и радиальное биение не должно превышать 2 мм.

Центрирование велосипедного колеса требует терпения и некоторого опыта, который приобретается
только на практике. Поэтому при неудачно отцентрированном колесе не следует спешить отпиливать
выступающие из ниппелей концы спиц, а повторить операцию снова, добиваясь приемлемого результата.
Только после окончательной проверки центрирования концы спиливают напильником в одну плоскость с
головкой ниппеля.